Колоритные ритмы этнической музыки

Русские национальные музыкальные инструменты

Балалайка. Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.
Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют.
Жалейка. Слово "жалейка" не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
Гусли. Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
Ложки. С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски.
Свирель - русский инструмент типа продольной флеты.

Украинские национальные музыкальные инструменты

Козобас. На свадьбах, когда музыканты уже расходились, а люди еще хотели веселиться, гости делали импровизированную виолончель: в ведро вставляли коромысло, его верхний конец и лужайку ведра соединяли проволокой. Музыка ударял палкой по проводу или протягивал ней, будто смычком. 
Волынки. Дуда, коза, баран, мех - все это названия одного и того же народного музыкального инструмента, который известен многим народам мира.
Кобза, бандура. Некоторые исследователи считают, что первую славу украинские певцы-рапсоды поделили с кобзой, поэтому их и звали кобзарями. Бандура же подхватила славу и, как более совершенная, вытеснила кобзу.
Лира. Древний скрипкоподобный инструмент, звук на котором добывали вращением колеса, которое касалось струн. Одна струна выполняла мелодию, две другие непрерывным гудением в определенном высотном интервале создавали аккомпанемент. Лиру называют инструментом с бесконечным смычком.
Свистульки, окарины. Окарина в переводе с итальянского - гусеничка. Так назвали свистковую флейту, что делается из глины или дерева, имеет яйцевидную (сферическую) форму и свистковое устройство, которое содержится в специальном поперечном отводе, в инструменте есть 10 игровых отверстий. 
Трубы. Многочисленные литературные источники донесли до нас сведения о бытовании в военной музыке украинского казачества деревянной конусообразной трубы, называемой горной, или казацкой трубой.

Польские национальные музыкальные инструменты

Польский деревянный рог лигавка – один из самых древних польских инструментов. Именно о ней арабский историк XI века Абу Убайд аль-Бакри, оставивший заметки о славянах и Польше, писал: «У них есть духовой инструмент длиной больше двух локтей». С помощью лигавки пастухи созывали скот, а кое-где звук лигавки до сих пор возвещает наступление Адвента.
Колесная лира. В старые времена в Польше под монотонный аккомпанемент колесной лиры выступали бродячие исполнители. Они гордились своим делом, хотя и относились к самым низам общества. Бродячих певцов многие считали мудрецами, знавшими легенды, молитвы и магические заговоры.
Трещотка-тележка. Колеса тележки приводят в движение зубчатый вал, за его зубчики цепляются специальные деревянные планочки, и получается треск. Трещотки-тележки обычно использовали во время колядования или вместо церковных колоколов на Святой неделе.
Дьявольская скрипка. Несмотря на название это инструмент не струнный, а ударный: для создания ритма по нему ударяют зазубренной палочкой или же постукивают им об пол. Родом дьявольская скрипка из Кашубии, где ее использовали как ритуальный инструмент для отпугивания бесов, злых сил и т.д.
Бурчибас. Для игры на бурчибасе нужны двое. Один инструмент держит, второй на нем играет. Это барабан, который не ударяют, а… дергают за хвост. К днищу бурчибаса прикреплен длинный пучок из конских волос, за который нужно дергать, чтобы инструмент «заговорил».

Еврейские национальные музыкальные инструменты

Еврейские музыкальные инструменты можно разделить на три класса: струнные, духовые и наконец ударные или сотрясательные инструменты.
Из струнных инструментов замечательны: арфа, цитра (киннор - гусли, инструмент десятиструнный) и псалтирь. Десятиструнный инструмент походил на новейшую гитару и на нем играли пальцами.
Духовые инструменты были следующие: орган или свирель, род камышовой трубки, флейта, на которой играли обыкновенно во времена радости, - серебряные трубы, которые велел сделать Моисей, по повелению Божию для употребления священниками в известных случаях; и наконец рог для сигналов и для возвещения об юбилее или о приближении опасности к городу. Духовых инструментов в Свящ. Писании упоминается десять видов.
Ударные инструменты были следующие: тамбурин или тимпан, - это было ничто иное, как кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, и кимвалы, или кастаньеты, состоящие из двух небольших металлических тарелочек, которыми женщины во время танцев ударяли одна о другую.

Цыганские национальные музыкальные инструменты

Мандоли́на — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером.  
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки
Скри́пка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.


Татарские национальные музыкальные инструменты

Курай. Свое название он получил от татарского названия реброплодника уральского - растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали.
Думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды.  
Сорнай, распространен не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.
Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объем и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда.

Азербайджанские национальные музыкальные инструменты

Саз. В народной поэзии саз воспет как «сладкозвучный» и «золотой». Саз принадлежит к числу лютневых инструментов с длинным грифом
Тар, так же как саз, лютневый инструмент, напоминающий по форме гитару.
Кеманча  — смычковый трёх- или четырёх-, а иногда и пятиструнный инструмент, с круглым корпусом и округлым грифом. Для игры на кеманче используют лукообразный смычок, держа инструмент вертикально на колени. По тембру кеманча напоминает скрипку.
Барабан нагара отличается от обычного барабана тем, что при игре на нём вместо палочек ударяют просто руками. 
Бубен гавал и деф состоит из деревянного обруча, который обтягивается мембраной из бычьего пузыря. 

Армянские национальные музыкальные инструменты

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые главный армянский инструмент упоминается в письменных памятниках государства Урарту.
Дхол. Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. 
Уд — это прототип европейской лютни. Инструмент звучит мягко, камерно.
Шви — это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.







Грузинские национальные музыкальные инструменты

Инструментариум грузинских народных музыкальных инструментов состоит из струнных, духовых, ударных и клавишных инструментов.
Струнные инструменты делятся на подгруппы: ручные (звук получают прикосновением пальцев к струнам) и смычковые. К ручным относятся: Пандури, Чонгури, Чанги. К смычковым Чунири-Чианури. Духовым относятся: многостволная свирель Ларчем-Соинари, языковый и безязычный Саламури, Дудуки, Гудаствири (волынка) и Чибони. К ударным инструментам относятся: Доли, Даира, Диплипито, Цинцила. К клавишным инструментам относятся: Бузика, Тико-Тико и Аккордеон.

Казахские национальные музыкальные инструменты

Домбра - – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный.
Адырна - древнейший многострунный щипковый казахский музыкальный инструмент. Своим видом напоминает боевой лук.
Жетиген - казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. 
Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием.

Латышские национальные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты Латвии включают в себя множество инструментов, но основным из них является кокле. Более того, он является самым старинным музыкальным инструментом Прибалтики. А кроме того, это национальный музыкальный символ латышского народа. Каноны латвийской культуры включают в себя кокле как музыкальный инструмент, так и основы игры на кокле.
Различают несколько вариантов этого музыкального инструмента:
латгальская кокле — имеет крыло, усиливающее звучание инструмента и служащее подставкой для руки; оно менее украшенное и более тяжёлое;
курземская кокле — без крыла, украшенное орнаментом и резьбой;
цитровидная кокле (современное) — более поздний инструмент, возникший под влиянием западноевропейских цитр, — с большим корпусом, металлическими колками и бо́льшим количеством струн;
концертная кокле — с более более широким диапазоном нот, на некоторых имеется устройство для изменения высоты тона струны.

Литовские национальные музыкальные инструменты

Лумзделис. Пастушеская флейта, верхняя часть которой имеет форму острого птичьего клюва. Часто музыканты играют на двух флейтах одновременно. Инструмент делается из дерева черешни, ивы или осины, и имеет шесть - девять отверстий для пальцев.
Ожрагис. Первоначально этот инструмент использовался для выпаса домашнего скота. Он представляет собой рог козла с пятью отверстиями для пальцев, вместе образующими музыкальный ряд - пентатонику.
Рагас. Он представляет собой деревянную трубу, которая раньше использовалась как сигнальный инструмент или ритуальный инструмент для совершения магических обрядов.
Скрабалай. Эти маленькие деревянные колокольчики, которые фермеры обычно вешали на шею домашних животных, постепенно превратились в национальный литовский ударный инструмент. Сделанные из дерева, ясеня или дуба, они снабжены деревянными или металлическими трещотками.
Скудучай. Эту литовскую свирель делают из коры ивы, которую снимают весной со стеблей, срезанных осенью, а также из ясеня, клена или ольхи. Нижний конец каждой трубки наглухо закрывают, а на верхнем конце делают два серповидных надреза, меньший из которых прикладывается к нижней губе во время игры.

Молдавские национальные музыкальные инструменты

Флуер — народный духовой музыкальный инструмент. Род деревянной продольной открытой флейты с клювообразным мундштуком.  Флуер — это древний пастушеский инструмент. Чабаны его используют для сбора коров и овец в стадо.
Двойной флуер. Двойной (или парный) флуер представляет собой два деревянных флуера, соединённых друг с другом. У одного флуера 6 игровых отверстий, а у другого — 4. Двойной флуер позволяет музыканту играть двухголосые мелодии.
Най — молдавский, румынский и украинский духовой музыкальный инструмент. Продольная многоствольная флейта. Состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд диатонический.
Чимпой — молдавский и румынский духовой язычковый народный музыкальный инструмент, разновидность волынки.

Мордовские национальные музыкальные инструменты

Вякшома - вид флейты
Нудей - свирель, духовой музыкальный инструмент
Нюди - духовой музыкальный инструмент 
Тутушка - вид свистковой флейты
Фам - вид волынки
Шавома - вид барабана

Немецкие национальные музыкальные инструменты

Кларнет. Инструмент применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, теплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Губная гармоника — язычковый пневматический музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, губная гармоника не имеет клавиатуры, вместо нее используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Альтовая флейта — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. По строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.
Туба — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру

Узбекские национальные музыкальные инструменты

Доира. Одна сторона деревянного обода диаметром до пятидесяти сантиметров покрыта жесткой кожаной мембраной, а шестьдесят металлических колец закреплены на другой стороне. Пальцами обеих рук музыкант выбивает барабанную дробь на туго натянутой коже и в то же время он встряхивает доиру таким образом, что ритмические удары сопровождаются мелодическим звоном колец.
Рубаб - струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Рубаб имеет деревянный выпуклый корпус (круглой или овальной формы), кожаную деку, 4—6 кишечных, шёлковых или металлических струн, настроенных обычно по квартам, и резонирующие струны. 
Сато – это восточный старинный струнно-смычковой музыкальный инструмент с корпусом грушевидной формы, переходящим в длинную шейку с ладами и тремя струнами. 
Дутор дословно означает «две струны». Это традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. 
Гижжак — струнный смычковый инструмент народов Средней Азии (узбеков, уйгуров,таджиков, туркмен), близкий родственник персидской кеманчи. 

Чувашские национальные музыкальные инструменты

Сĕрме купăс (скрипка). Очень популярный инструмент. В древности, если музыкант играл сидя, то скрипку держали, опирая на колени. Если же музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позже возник плечевой способ игры. Играли чаще всего небольшие танцевальные мелодии.
Кĕсле (гусли). На этом инструменте играли и женщины, и мужчины, и дети. Гусли могли быть разных размеров и иметь разное количество струн – от 15 до 40. Чаще всего встречались инструменты с 20-28 струнами. Корпус изготавливали из досок хвойных или лиственных пород. Гусли были любимым инструментом на пирушках, посиделках, ярмарках и в особенности на свадьбах.
Шăхлич (свирель). Это продольная флейта из твердой древесины. Очень популярный инструмент. Изготавливался из липовой коры, клёна, камышевого тростника, жести. Играла на нем преимущественно молодежь (мужчины) в весеннюю и летнюю пору, по окончании весеннего сева и в период сенокоса.
Палнай (многоствольная флейта). Состоит из набора закрытых с одной стороны трубок разной длины в количестве 5-7 штук. Трубки делали из тростника или древесины и соединяли нитками или на клею. Палнаем называют и губную гармошку. 
Нахра (труба). Трубу изготавливали из латуни, меди, серебра. Она использовалась на войне как сигнальный инструмент для сообщений на расстоянии, ею сопровождались торжества и парады. Размеры - от 30 см до 2 м. 
Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина). Духовой инструмент из обожженной глины в форме животных или птиц. Размеры различны: 5-10 см. По обе стороны корпуса расположены 2 игровых отверстия. В наше время он используется только как детская игрушка.





Комментариев нет:

Отправить комментарий